Здоровье и питание

Официальный сайт

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов"

города Дзержинска Нижегородской области

                                          Отправить обращение в электронную приемную

Здоровье и питание

 

 

Предлагаем вам примерное цикличное двухнедельное меню для
1-4 классов на 2017/18 учебный год
5-11 классов на 2017/18 учебный год

Ассортиментный перечень буфета

 

Договор по организации питания обучающихся

 

Роль горячего питания в сохранении здоровья школьника

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровье - сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе Российской Федерации «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности.
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Здоровое (рациональное) питание - одна из главных составляющих здорового образа жизни, один из основных факторов продления периода активной жизнедеятельности организма.
В настоящее время происходит значительное изменение отношения людей, в первую очередь социально активных слоев населения, к собственному здоровью: исчезают старые представления о том, что здоровье ничего не стоит, затраты на него не дают никакой отдачи и им можно пренебречь. Становится все более понятным, что именно здоровье - самое ценное достояние человека, так как определяет его работоспособность в современном обществе и, соответственно, уровень жизни и благополучия. Питание современного человека становится основным фактором риска развития многих заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, сердечно - сосудистой системы и онкологических процессов. В организме человека нет органа или системы, от характера питания которого не зависели бы его нормальное функционирование и работоспособность. Правильное питание играет огромную роль на каждом этапе развития организма.
Физиологический смысл питания: чем больше выбор питательных и витаминных блюд, тем более полноценное обеспечение организма незаменимыми пищевыми веществами.
Несмотря на то, что вопрос «питание» касается каждого человека несколько раз в день и оказывает систематическое влияние на состояние здоровья, теме этой до сих пор еще не уделяется должного внимания. Школьная программа и образовательный стандарт среднего образования не упоминают принципов здорового питания. Не преподается тема «организация питания» и в педагогических учебных заведениях.
Пропаганда здорового питания важна не только для привлечения родительских средств на питание, но и потому, что привычки питания, полученные человеком в детстве, сохраняются человеком до старости. Формируются эти привычки в семье и системе организованного детского питания. Прямо повлиять на семейный уклад практически невозможно, поэтому школьная столовая – главное место, где растущий человек приучается к здоровому питанию.

Обеспечение школьников полноценным горячим питанием нуждается в постоянном совершенствовании и должно рассматриваться всеми заинтересованными службами города и района как стратегическое направление, поскольку совершенствование системы школьного питания напрямую связано с сохранением здоровья населения и задачами улучшения демографической ситуации в городе, районе и в стране в целом.
По определению Всемирной организации здравоохранения - «...здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

В современных условиях одной из первостепенных социальных задач общества, как показателя уровня жизни на земле является здоровье человека. А одним из главных факторов, определяющих уровень общего состояния здоровья человека, является культура здоровья, которая закладывается в семье, обществе. Гармоничная в физическом и в духовном отношении жизнь человека, невозможна без организации правильного питания. В условиях нервно-психических перегрузок, высокой интенсификации умственного и интеллектуального труда, неблагоприятной экологической ситуации, сниженного социально- экономического статуса большинства населения — трудно переоценить значение рационального и сбалансированного питания. Рациональное питание, становится экономически выгодным, сохраняя не только состояние здоровья, но и играет значительную роль в предупреждении заболеваний, сохранения генофонда нации.

Культура питания

Культура питания должна закладываться с самого раннего возраста. Пища – основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. В детском возрасте отношение к правильному питанию особенно важно, следовательно, питание детей в школе не только его личное, но и общественное дело. От того, насколько правильно и качественно организовано питание школьника, зависит качество его учебной деятельности.
Культура питания - тема достаточна большая, мы можем определиться с основными правилами, следуя которым можно рассуждать о правильном питании.

Правило первое: нужно стараться следовать традициям своей национальной кухни. Не стоит достаточно много экспериментировать с собственным желудком, когда Вы находитесь далеко от дома.
Правило второе: старайтесь всегда завтракать, обедать и ужинать. Нужно кушать не меньше 3-х раз в сутки и желательно в одно и то же время. Между этими приемами пищи можно иногда съедать что-то небольшое. Нет ничего страшного в том, что Вы выпьете стакан молока с булочкой или съдите яблоко между завтраком и обедом.
Правило третье: не переедайте, вставая из-за стола с небольшим чувством голода.
Правило четвертое: между двумя желаниями есть и спать, всегда нужно выбирать второе. Сначала нужно немного отдохнуть, а потом уже и покушать. Если организм устал и возникает желание спать, то это значит, что устали не только мышцы и мозг, но и желудок.
Правило пятое: еда должна быть свежей. Из различных способов приготовления пищи лучше отдавать предпочтение простой варке. Нужно меньше есть копченного, жаренного или печенного. Овощи и фрукты лучше есть сырыми.
Правило шестое: пейте много жидкости, но медленно. Кушайте много чеснока, не меньше 1-2 зубчиков в сутки, натощак. Можно мелко порезать чеснок и не разжевывая проглотить, после чего запить водой. Так у Вас не будет пахнуть изо рта и Вы получите отличный природный антибиотик, который будет контролировать микрофлору в Вашем кишечнике и желудке. Не забывайте употреблять соль, но в маленьких количествах.

Питание - основа здоровья

Сентябрь - начало нового учебного года. Ваш ребенок – уже не вызывающий умиление потешный карапуз, а «взрослый» первоклассник, на плечи которого ложится непривычный груз ответственности. Теперь он должен научиться целую вечность - 45 минут - сидеть за партой, внимательно слушать учителя и получать хорошие оценки.
Не меньшую нагрузку ощущают и учащиеся средней школы. Выпуск из младшей школы, где вчерашние малыши были под заботливой опекой первого учителя, проблемы подросткового возраста – все это создает дополнительный стресс и мешает полноценному освоению учебного материала.
Что уж говорить о старшеклассниках с их колоссальными учебными нагрузками и подготовкой к вступительным экзаменам!
Чем же мы, родители, можем помочь своим детям в их нелегком труде познания окружающего мира? Прежде всего, мы должны обеспечить им оптимальный распорядок дня и здоровое полноценное питание.

Основные принципы здорового питания школьников.
Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
Питание школьника должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • 14-17лет – 2600-3000ккал
  • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников.
Белки.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
Жиры.
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника.
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Углеводы. 
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна.
Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Витамины и минералы.
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.
В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Меню школьной столовой составлено таким образом, чтобы ребенок получил достаточное количество калорий и витаминов.

Профилактика нарушений осанки у обучающихся

Грамотно созданное "рабочее место" крайне необходимо обучающемуся. Именно в период начала регулярных занятий позвоночник ребёнка сам "ищет" для себя удобную позу… Удобную, но НЕПРАВИЛЬНУЮ! Если родители своевременно не примут меры, способствующие выработке правильной осанки, то последствия неизбежны и не всегда поправимы. Увы, медицина не победила окончательно такую проблему как "сколиоз", и споров на тему методов лечения предостаточно. А вот меры профилактики давно известны.
Одна из них - своевременная и правильная организация рабочего места школьника, способствующая закреплению навыков правильной осанки… Каковы же требования к рабочему месту?
Стул.
Глубина сиденья должна быть немного меньше, чем расстояние от подколенной ямки до крестца. Если нет возможности приобрести стул с ортопедической спинкой, в соответствии с ростом, - воспользуйтесь подручными средствами, и сделайте импровизированную спинку.
Очень удобно, если на спинке стула в области поясницы есть специальный валик, не дающий паравертебральным мышцам чрезмерно перегружаться.
Если школьник ещё не касается ногами пола, под ножки ему подберите скамеечку: углы "стопа-голень" и "голень-бедро" рекомендовано приблизить к значению 90 градусов.
Стол.
Локти ребёнка должны свободно опираться на письменный стол (т.е. на столешницу, которая располагается на уровне солнечного сплетения). Следите за расстоянием от глаз до тетради (книги) - оптимально это 30 см. Для того, чтобы уточнить расстояние, попросите ребёнка поставить локоть на стол и посмотреть вперёд перед собой - если столешница расположена правильно, то кончик среднего пальца касается наружного угла глаза.

Чтение.
Книги желательно располагать на специальной подставке на расстоянии вытянутой руки от глаз. Если книга будет лежать перед ребёнком на столе, обычно располагаясь правее или левее, то привычный наклон и поворот головы за очень короткий срок перегрузят шейный отдел маленького ученика. А родители будут ломать голову в поисках причины головных болей.
Письмо.
Тетрадь правильно располагать под углом 30 градусов - при таком наклоне хорошо видно то, что "выходит из-под пера". Иначе расположенная тетрадь заставит и голову больше наклонять, и поворачивать туловище по оси.
Освещение.
Настольная лампа - это идеальный вариант для освещения рабочей поверхности: свет должен падать слева и спереди, не создавая тень. Рекомендуемая мощность лампы - 60 ватт.
А естественный свет и расположение стола ближе к окну позволяет максимально использовать световой день.
Хорошие привычки.
Научите ребёнка сидеть во время занятий ровно, опираясь на обе стопы и на обе ягодицы.
Каждые 40 минут желательно делать активные передышки: движение снимет напряжение и усталость, и поднимет настроение.
Вредные привычки.
Класть ногу на ногу или подворачивать одну ногу под себя, свешивать нерабочую руку вниз, сидеть перед столом в пол-оборота, смотреть одновременно телевизор - это быстрый путь к нарушениям осанки. И перечисленные привычки, порой, появляются у детей до встречи со школьными заботами.

 

Дата последнего обновления страницы 21.02.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»