Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Официальный сайт

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Дзержинска Нижегородской области

                  

Отправить обращение в электронную приемную

Психолог

 

График работы

Педагог-психолог Панкова Любовь Геннадьевна (1 корпус (8313)20-67-25)

понедельник 8.00-15.00
вторник 8.00-15.00
среда 8.00-15.00
четверг методический день
пятница 8.00-15.00
суббота -

 

Педагог-психолог Радыгина Ольга Ивановна (2 корпус (8313)20-67-33)

понедельник 9.00-15.50
вторник 11.10-18.00
среда 9.00-15.50
четверг методический день
пятница 9.00-15.50
суббота вторая суббота месяца 10.00-12.00

Система психологического сопровождения образовательного процесса

Система психологического сопровождения образовательного процесса в общеобразовательном учреждении разработана с учетом современных требований и задач образования, основана на идее психолого-педагогического сопровождения развития личности каждого ребенка и включенности психологической службы в процесс медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В настоящее время принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2012 года приоритетной целью психологического обеспечения образования определяет повышение эффективности образовательной деятельности средствами психологической науки и практики.
Деятельность по психологическому обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях регламентируется международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами в сфере образования.
Настоящая система сопровождения определяет организационно-методическую основу деятельности (психологической службы) в общеобразовательном учреждении в условиях модернизации Российского образования и введения Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения.
Образовательная программа обеспечивает сформированность у школьников универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе. Требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа).
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Заложенный в основу стандарта компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а способность организовывать свою работу. Смысл такого подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.
Эффективная система сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды учреждения.

 

Принципы реализации системы психологического сопровождения образовательного процесса

В основе психологического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:

  • принцип системности - существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;

  • принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;

  • принцип целостности - при любом психологическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений;

  • принцип целесообразности и причинной обусловленности - любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он это делает - причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;

  • принцип своевременности - любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;

  • принцип активности ребенка в образовательном процессе. В антропологической педагогике образование рассматривается как процесс, в который человек включен в активной позиции;

  • принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации, работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);

  • принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;

  • принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.

Целью психологического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в общеобразовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

  • мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения; содействие индивидуализации образовательного маршрута;

  • содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

  • разработка и внедрение психологических программ и проектов, направленных на преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и профилактику асоциальных явлений (наркомании, социального сиротства, насилия в семье и др.), трудностей в адаптации, обучении и воспитании, нарушений в поведении, задержек и отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

  • содействие формированию у обучающихся универсальных учебных действий как способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, совокупности действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;

  • содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;

  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;

  • распространение и внедрение в практику образовательных учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;

  • взаимодействие с подразделениями общеобразовательного учреждения (Психолого-медико-педагогический консилиум, Совет профилактики и др.), с образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.

Основные направления деятельности педагога-психолога:

  • работа с учащимися;

  • работа с педагогическим коллективом школы;

  • работа с администрацией школы;

  • работа с родителями учащихся.

Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения

Приоритетные направление работы в условиях введения ФГОС второго поколения позволят повысить эффективность психолого-педагогического сопровождения процесса в частности и улучшить качество образования, так как они способствуют не только оказанию своевременной помощи и поддержки участникам образовательного процесса, но и позволяют корректировать образовательный процесс. В то же время приоритетные направления деятельности психолога подчинены единой задаче психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка и являются комплексной технологией решения задач обучения, воспитания и социализации обучающихся.

  1. Просвещение педагогов и родителей с целью формирования и развития психологической компетентности обучающихся, родителей, педагогов. Просвещение осуществляется педагогом-психологом через различные формы работы (семинар, выступление на родительском собрании и педагогическом совете, педагогический лекторий для родителей, и т.д).
    Педагог-психолог работает с различными категориями детей (детьми с особыми образовательными потребностями, одаренными детьми, группы риска.).
    Одновременно возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Однако, как свидетельствует практика, многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают недостаток знаний в области педагогики и психологии, имеют низкую педагогическую и психологическую культуру.

  2. Изучение (мониторинг) развития личности и уровня сформированности универсальных учебных действий ребенка с целью проектирования индивидуального образовательного маршрута обучения и развития ребенка и формирования ключевых компетенций.

  3. Изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка в образовательном процессе на основе психолого-педагогической диагностики.
    Реализация комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  4. Коррекционно-развивающая работа направлена на коррекцию проблем психологического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования, оказание психологической помощи детям данной категории.

  5. Экспертная деятельность и включает в себя обязательные элементы:

  • анализ школьной среды;

  • определение психологических критериев эффективного обучения и развития школьников;

  • разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения:

  • Психологическое просвещение (и образование) - формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей общеобразовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности;

  • Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и обучающихся; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

  • Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

  • Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;

  • Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами; коррекцию недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы основного общего образования;

  • Консультирование (индивидуальное и групповое) - помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.

  • Экспертиза - психологический анализ образовательных и учебных программ, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

Учитывая основные положения Федерального государственного стандарта приоритетными видами работы при организации сопровождения становятся просвещение, диагностика (мониторинговые исследования), коррекция и экспертиза.

Основные формы работы педагога-психолога при осуществлении психологического сопровождения

Педагог-психолог использует как групповые, так и индивидуальные формы работы: занятие (развивающее, коррекционное) с элементами тренинговых технологий, психологический тренинг, беседа с элементами практикума, семинар, консультация, психологическая игра, психологический урок, самодиагностика (обучающая диагностика), неделя психологии.
Планирование деятельности педагога-психолога с целью организации психологического сопровождения в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (реализации системы психологического сопровождения).
Планирование деятельности строится как на основе стратегических целей и задач, стоящих перед системой образования в период модернизации, так и учитывать особенности конкретного учебного заведения.
Психологическое сопровождение осуществляется по традиционным направлениям с учетом особенностей возрастных этапов.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Педагог-психолог владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и анализирует проблемные ситуации, планирует деятельность, направленную на их разрешение. Качественно проведенный анализ позволяет более четко спланировать деятельность.

Задачи психологического сопровождения на разных ступенях образования различны:

  1. Начальная школа - определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

  2. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

  3. Старшая школа - психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, (с учетом особенности школы ), профессиональная ориентация обучающихся, поддержка в решении проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности).
    Психологическое сопровождение детей «группы риска», в том числе из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
    Психологическая подготовка обучающихся 9 и 11 классов к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ, просветительские мероприятия с родителями и педагогами.
    Оказывает психологическую помощь по профилактике стрессов.
    Профилактические мероприятия с родителями и педагогами по преодолению конфликтных ситуаций в образовательной среде, профилактике суицидального поведения и наркомании, созданию благоприятного психологического климата в семье и установлению благоприятных детско-родительских отношений.
    Размещение стендовой информации по вопросам психологии и оказания психологической помощи различными организациями (детский Телефон доверия и т.д.) для обучающихся, педагогов и родителей
    Проведение организационно-методической работы, анализа результативности и эффективности психологического сопровождения.

В планировании также отражаются мероприятия, которые ориентированы на выполнение специального запроса конкретного общеобразовательного учреждения (психологическое сопровождение экспериментальной деятельности и т.д.).

Педагог-психолог, осуществляя сопровождение, взаимодействует: на уровне образовательного учреждения: в первую очередь с родителями (законными представителями) ребенка и классным руководителем, учителями-предметниками, социальным педагогом, администрацией школы, методической службой и методическими объединениями.

Критерии эффективности системы психологического сопровождения можно считать следующие:

  1. Повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  2. Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.

  3. Растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогического воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями.

  4. Улучшается психологический климат в классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.

  5. Уменьшении количества затруднений у педагогов в элементарных психологических вопросах.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"