Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Официальный сайт

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов»

города Дзержинска Нижегородской области

                  

Отправить обращение в электронную приемную

Психолог родителям

 

Родителям о признаках наркомании

Родители обязаны всегда быть в состоянии повышенного внимания ко всем проблемам ребенка, должны активно наблюдать за жизнью своих детей, интересоваться, как они проводят свободное время, к чему стремятся, какие у них формируются вкусы, возникают желания и какие совершают поступки под влиянием окружения, микросоциальной среды. Родители должны улавливать все происходящие изменения в детях, уметь разбираться в поведении и особенностях их реакций, так как это необходимо для выявления первых признаков наркомании.

Почему же родителям так непросто заметить, что с их ребенком что-то происходит? Во-первых, начинающие наркоманы, в своем большинстве, очень осторожны. Они боятся разоблачения, вынуждены скрываться, лгать, в связи с этим очень слабо идут на контакт. Во-вторых, часто, в силу занятости, у родителей не хватает времени на достаточное общение со своими детьми.

Что можно посоветовать на этот счет родителям? Вот пара советов: 1. Старайтесь ежедневно вести с детьми сердечные и доверительные разговоры. 2. Не позволяйте своим личным делам поглотить вас так, чтобы вы не замечали маленькие мелочи, на первый взгляд, своих детей и некоторые детали, связанные с их жизнью и поведением.

Остановимся на тех признаках, заметив которые, родители, родные и близкие могли бы правильно оценить их, т. е. определить как болезненные для того, чтобы принять необходимые меры к предотвращению беды. Близкие и родственники обычно без труда могут определить выпившего человека. Совсем другое дело при приеме наркотиков. Большинство родителей не знают, как определить, употребляет ли их ребенок наркотики. Признаки употребления наркотических средств могут быть разными, они зависят от вида наркотиков, доз, частоты приема и комбинации. Для удобства и наглядности их можно довольно условно разделить на две части - изменение поведения и внешние признаки.

Изменение поведения начинающего наркомана

Признаки наркомании - это прежде всего потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность, появление равнодушия; утрата интереса к прежним увлечениям, учебе; прогулы в школе; скрытность и уединенность. Отмечается отчуждение от традиционного коллектива, отход от прежних друзей, потеря контакта с родителями. Должно насторожить образование каких-то микрогрупп, неожиданных компаний, тем более, если это скрывается. Нарастает лживость. Возможен уход из дома.

Иногда подросток застывает в мечтательной позе, вздрагивает при оклике. Возможны провалы в памяти, неспособность мыслить логически, объяснить свои поступки и их причины.

У подростков, употребляющих наркотические средства, быстро меняется характер, они становятся эмоционально неустойчивыми, нетерпеливыми.

Появляются резкие смены настроения, вспышки враждебности, раздражительности без причины. Особенно настораживают резкая смена состояния возбуждения на пассивность, заторможенность; быстрая смена утомляемости на необычайную энергичность. Появляются несвойственные ранее грубость, агрессивность и жестокость. Изменяются манеры и даже почерк.

Беспечное веселье может сменяться злобностью, тоской, тревогой. Извращается формула сна - бессонница ночью, сонливость днем, повышение активности в вечернее время. Изменяется аппетит (отсутствие, вспышки прожорливости), меняется характер питания. Может появиться незамечавшееся ранее пристрастие к какой-нибудь пище. Например, опийные наркоманы в определенные периоды едят только сладкое, так как при приеме другой пищи у них появляется тошнота. Они не переносят запаха табачного дыма. А у гашишеманов периодически возникает повышенная потребность в пище.

Внешние признаки наркомана

Типичные внешние признаки наркомана - в первую очередь изменение цвета лица - как правило, бледность, может быть и покраснение, круги под глазами, сухая или болезненная жирная кожа («сальный налет»), чрезмерно суженые или расширенные зрачки.

При ингаляционном употреблении (вдыхание паров летучих токсических жидкостей и различных порошкообразных веществ) появляется кайма раздражения вокруг губ и особенно в уголках рта. Возможно покраснение и отечность лица и затруднение носового дыхания. Часто желтеют зубы, покрываются несмываемым налетом; язык теряет свою естественную окраску, становится толстым, на нем появляются глубокие продольные трещины.

Наблюдаются насморк («течет из носа»), повышение температуры тела, состояние опьянения без запаха алкоголя. Изменяется пантомимика, отражающая «жестомимический контур» всей личности. Походка становится шатающейся. Появляются неопрятность, неряшливость, пятна на одежде от химических средств.

Должно насторожить появление непривычных запахов - специфический изо рта, от одежды (сладковатый, похожий на запах благовоний, клея или препаратов бытовой химии). Например, запах препаратов из конопли, которые обычно используют при курении, отличается от привычного запаха табачного дыма. Он имеет специфический запах прелой соломы, затхлости, сырого подвала.

Чаще всего обращают внимание на резкое похудение. Однако одним из главных признаков являются следы на теле от инъекций, инъекционные дорожки, которые возможны в самых непривычных местах: под мышкой, в грудных железах, в паховой области и др.

Характерен вид папирос, которые курят потребители гашиша, смешивая его с табаком. Во-первых, они заметно длиннее, а во-вторых, сгорают неравномерно - косо, больше с одной стороны. Отсюда и пошло жаргонное название «косяк».

Таковы основные признаки наркомании, свидетельствующие об употреблении наркотиков и токсических веществ. Конечно, не все они равноценны - одни довольно значимые, другие значат меньше. Но если в поведении или внешнем облике ребенка совпадает несколько признаков, а тем более 5 и больше, то, не устраивая истерик, необходимо спокойно поговорить с ним и во всем разобраться. Ни в коем случае не следует сразу ругать ребенка за то, что он не может избавиться от употребления наркотических веществ. Возможно, это и так является предметом его переживаний. Только спокойная, доверительная беседа с близким человеком поможет раскрыть все переживания ребенка.

Конечно, только врач может определить заболевание и его характер, но близкие, должны быть бдительны и при необходимости забить тревогу? Поэтому родные, старшие товарищи должны внимательно следить за жизнью каждого молодого человека. Все, кто контактирует с молодежью, - педагоги, воспитатели, наставники, тренеры должны не только наблюдать, но и постоянно (тактично, но квалифицированно) контролировать поведение и жизненный уклад подопечных. Это должно стать не только человеческой, но и должностной обязанностью каждого. И если кто-нибудь из вас заметил у молодого человека признаки наркомании, нужно резко пресечь эти попытки, ни в коем случае не откладывая это «на завтра». Только сегодня! Завтра может быть поздно: возникает стойкая тяга к наркотикам и придется длительно лечиться. Следует как можно быстрее обратиться к специалистам врачам-наркологам. Помните, что кроме вас и врачей вашему ребенку никто не поможет.

Рекомендации

  • Не теряйте контакт с ребенком. Не отталкивайте ребенка от себя. Постарайтесь его заново узнать. Узнайте, что приносит ему радость, что его раздражает, чего он боится. Если Вы станете чужими друг для друга, то повлиять на ребенка будет трудно. Расскажите ему о своем состоянии. Объясните, что такое наркомания и почему для вас неприемлемо то, что он принимает наркотики. Как бы ни демонстрировал ребенок свою независимость, родители остаются для него авторитетами.

  • Будьте ближе к ребенку. Он должен чувствовать, что Вы его понимаете. Покупайте и изучайте книги о наркотиках и наркомании, консультируйтесь у нарколога. Нужно понимать современный молодежный язык. Выясните, какие наркотики чаще употребляются в вашем городе. Узнайте разницу между героином и кокаином, ЛСД и марихуаной и т.д. Выясните, что же все-таки употребляет Ваш ребенок. Выясните эффект разных наркотиков, признаки употребления, картину передозировки, имейте представление о первой помощи в критических ситуациях. Накапливайте и анализируйте знания о наркомании. Проблема наркомании не имеет быстрого и легкого решения. Чем больше Вы будете в этом разбираться, тем меньше совершите ошибок.

  • Не позволяйте наркоману манипулировать собой. Наркоманы - ловкие манипуляторы, их поведение строится на лжи и обмане ради добывания средств на дозу. Не спешите снабдить его приличной суммой, даже если он скажет, что его готовы убить из-за долга. Лучше выскажите пожелание лично встретиться с кредитором, чтобы попробовать урегулировать проблему.

  • Ваш дом - ваша крепость. В доме - без наркотиков Оставайтесь хозяином в Вашем доме. Должно действовать строжайшее правило - нельзя приносить домой наркотики, нельзя хранить, нельзя употреблять. Из дома лучше унести самые ценные вещи.

  • Не станьте созависимыми. Употребление ребенком наркотиков навсегда меняет жизнь родителей. Важно знать о трудностях лечения наркомании, чтобы, спасая ребенка, сохранить себя. С ростом наркомании врачи все чаще сталкиваются с созависимостью родственников.

Психологические рекомендации

Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Поддерживать ребенка - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку:

  • «Ты сможешь это сделать».

  • «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо»

  • «Ты знаешь это очень хорошо».

Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица. Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • Опираться на сильные стороны ребенка

  • Избегать подчеркивания промахов ребенка

  • Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Психологические рекомендации - Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.

Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды.

В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.

Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Если ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его, это поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

Рекомендации ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»

Памятки для родителей. Как защитить ребенка от интернет-рисков? Подробнее читать здесь... Родителям о психологической безопасности детей и подростков. Подробно читать здесь...

 

Памятка для детей. Твоя психологическая безопасность. Мир вокруг нас прекрасен и удивителен или полон опасностей и угроз? Это зависит от твоего поведения!!! Как сделать так, чтобы наслаждаться миром и жить в безопасности? Подробнее читать здесь…

Психологические особенности подростка 13-ти лет

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком - при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от родительской опеки является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства - семья, школа, сверстники, - подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл.

“Вызов взрослым - не столько посягательство на взрослые стандарты, сколько попытка установить границы, которые способствуют их самоопределению” (Ч. Шелтон).

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент - отчуждение, т. е. дисгармония отношений в значимых содержательных областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые содержательные области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются. Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе - мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе - костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство. Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8-11 раз .

Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство “взрослости”, переоценка ценностей, автономная мораль.

Более подробно смотри здесь...

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях

В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Это экстренное вмешательство нацелено на уменьшение агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей. Каковы они?

1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно...");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки, ты ведь выше меня");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная агрессивная реакция часто не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к ним внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, внимательно выслушать и переключить его внимание на что-то другое.

2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности.

Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест, и уводят от решения проблемы. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло "здесь и сейчас", не припоминая прошлых поступков. Иначе у ребенка возникнет чувство обиды, и он будет не в состоянии критично оценить свое поведение. Вместо распространенного, но неэффективного "чтения морали", лучше показать ему негативные последствия его поведения, убедительно продемонстрировав, что агрессия больше всего вредит ему самому.

3. Контроль над собственными негативными эмоциями.

Родителям необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

4. Снижение напряжения ситуации.

Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("Учитель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали";

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда...", "Ты никогда не...";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

5. Обсуждение проступка.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.

6. Сохранение положительной репутации ребенка.

Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения. Для сохранения положительной репутации целесообразно: - публично минимизировать вину ребенка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть"), но в беседе с глазу на глаз показать истину; - не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему; - предложить ребенку компромисс, договор с взаимными уступками. Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.


Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"