Функциональная грамотность

Официальный сайт
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №23
с углубленным изучением отдельных предметов»

города Дзержинска Нижегородской области

  Отправить обращение в электронную приемную

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Функциональная грамотность

 

С 2021 года во всех школах России, школьники принимают участие в оценке уровня функциональной грамотности у обучающихся. Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность (ФГ) - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который необходим для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Формированием ФГ учителя занимаются на каждом уроке по каждому предмету. Оценить сформированность ФГ можно у обучающихся в возрасте 14-15 лет (международные исследования направлены именно на эту возрастную группу детей), но формировать способность человека вступать в отношения с внешней средой - задача учителей всех уровней образования, начиная с дошкольного.

Для оценки уровня сформированности ФГ учителя пользуются заданиями, размещенными в различных Интернет-ресурсах (приведены ниже).

Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, креативному мышлению.

Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

 

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:

  1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

  2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

  3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

  4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

  5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

  6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

  7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Электронный банк заданий по читательской грамотности 

Электронный банк заданий по математической грамотности 

Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности 

Электронный банк заданий по глобальным компетенциям 

Электронный банк заданий по креативному мышлению

Примеры заданий по математической грамотности

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Приказ №110-п от 21.02.2023г. МБОУ СШ №23 с углубленным изучением отдельных предметов «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности в 2023 году»

 

Приказ №139-п от 21.02.2023г. департамента образования администации города Дзержинска Нижегородской области «Об организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений г.о.г. Дзержинск Нижегородской области в 2023 году»

 

Дата последнего обновления страницы 20.10.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения