Психолог родителям

Официальный сайт

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

"Средняя школа №23 с углубленным изучением отдельных предметов"

города Дзержинска Нижегородской области

                   Отправить обращение в электронную приемную

    Психолог родителям

 

Толерантность в современной школе

Для полноценного  развития межличностных отношений, как основы формирования толерантности, мы предлагаем вам следующие рекомендации для родителей:

  1. Дайте понять вашему ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения как: "Ты самый любимый", " "Какое счастье, что ты есть".

  2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребенку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребенка высокую самооценку, подкрепляя это словами: "Я радуюсь твоим успехам", "Ты очень многое можешь".

  3. Обратите свое внимание на то, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

  4. Прежде чем начать общаться с вашим ребенком, постарайтесь занять такое положение, чтобы видеть его глаза.

  5. В общении с ребенком уделяйте большое внимание невербальному (неречевому) общению. Так, вместо того, чтобы категорически сказать слово "нельзя", попробуйте использовать едва заметный жест, взгляд или мимику.

  6. Стремитесь проявлять полную заинтересованность к ребенку в процессе общения. Слушайте его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нем все внимание. Не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам не интересно.

  7. Не говорите своему ребенку того, чего бы вы ему на самом деле не желали. Многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение.

  8. В общении с детьми помните, что ребенок имеет право голоса в решении какой-либо проблемы. Поэтому старайтесь советоваться с ним, а не принимайте решение только сами.

  9. Соблюдайте принципы равенства и сотрудничества с детьми.

  10. Не допускайте, чтобы ваш ребенок находился наедине со своими переживаниями. Обратитесь к нему: "Я вижу, что тебя что-то беспокоит",  " Расскажи мне, что с тобой".

  11. Используйте разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности) в общении с детьми. Не забывайте утром поприветствовать ребенка, а вечером пожелать ему "спокойной ночи". Произносите слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Даже за маленькую услугу, оказанную ребенком, не забывайте поблагодарить его.

  12. Старайтесь адекватно реагировать на поступки детей:

  • постарайтесь понять ребенка и выяснить, что же явилось побудительным мотивом для его действий

  • попытайтесь вникнуть в его переживания;

  • оценивайте не личность ребенка, а действие, которое он совершил.

  • дайте понять ребенку, что независимо от поступка, вы к нему относитесь положительно;

  • не сравнивайте ребенка с другими детьми.

  13. Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

  • для развития умения внимательно слушать, не перебивать собеседника, напоминайте ему: "Сначала послушай, что говорят другие, а потом говори сам";

  • если ребенок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то косвенно напомните ему об этом;

  • для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию: "Давайте говорить друг другу комплименты".


 

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, общества в целом. Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат российское общество и мировую общественность. Это рост агрессивности и нетерпимости, рост конфликтов и противостояний в решении сложных социальных проблем. Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется обществом, под влиянием семьи, сверстников и других окружающих людей. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Что такое "толерантность"?

В различных источниках смысл термина "толерантность" объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым .

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - гармония в многообразии. Мы понимаем под толерантностью готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает понимание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Личность интолерантную можно охарактеризовать как человека, не обладающего качествами гибкости во взаимодействии с окружающими. Толерантность предполагает, с одной стороны, устойчивость, как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой - гибкость, как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей.Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей.

Панкова Л.Г. (март, 2018)

УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Саморегуляция эмоционального состояния

Как и всякое эмоциональное состояние, состояние учащихся перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния учащихся перед экзаменами - важный аспект психологической подготовки к ЕГЭ.

Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?

  • Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!

  • Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.

  • В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.

  • В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей.

Первая группа методов саморегуляции

Когда во время подготовки к экзаменам вас начинают охватывать неприятный чувства, в теряете контроль за своими эмоциями, впадаете в отчаяние, полезно использовать следующие средства «из жизни»:

1. Послушать любимую музыку.

2. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

3. Гулять по лесу, созерцать движения реки или спокойную гладь озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

4. Погладить кошку или собаку.

5. Плакать и смеяться. Смех и плач оказываются своеобразной защитой нервной системы. Их можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов.

6. Принять контрастный душ.

7. Принять теплую ванну с приятным ароматом и пеной.

8. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

9. Скомкать газету и выбросить ее (свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше).

10. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить на помойку.

11. Закрасить газетный разворот.

12. Перебирать кончиками пальцев четки, бусы, «китайские шарики» и другие мелкие предметы.

13. Легко сжимать и разжимать в руке маленький мячик или резиновую игрушку.

14. Пересчитывать зубы языком с внутренней стороны.

Вторая группа методов саморегуляции

Это методы, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах саморегуляции: релаксации (расслабления), визуализации, самовнушения и рационализации.

Техники релаксации (расслабления)

1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

2. Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:

 -найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты;

 -найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты;

 -слегка помассируйте кончик мизинца.

Техники визуализации

Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения.

1. Ваше эмоциональное напряжение - это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение, отчаяние.

2. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши несчастья.

3. Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там.

4. Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к экзамену, все знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»).

Техники самовнушения

Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения:

Все будет хорошо! Я спокоен! У меня все получится Я владею ситуацией! Я справлюсь!

Техники рационализации

Данные техники основаны на использовании механизма психологической защиты - рационализации, заключающей в себе активно-положительный потенциал поведения личности.

Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите «мучащую» вас проблему - например, «ЕГЭ». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в связи этой проблемой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик. Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

Саморегуляция познавательной деятельности

Успешность выполнения заданий на экзамене обеспечивается не только правильным подходом к использованию своих знаний и умений, но и грамотным использованием собственных психологических ресурсов.

Саморегуляция памяти

Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести имеющиеся у вас знания. успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания. Например, способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом.

Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.

Правила самоорганизации внимания

Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий вас ничего не отвлекало (визиты товарищей, телефонные звонки).

Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изученный материал. Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел. Если же этот материал по какой - либо причине вами не изучался, начинайте с ликвидации существующих пробелов. Если сосредоточить внимание на изучаемом материале мешают волнение, тревога, то читайте изучаемый материал вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, читайте изучаемый материал про себя. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий так же способствует сохранению устойчивого внимания.

Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков - приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п.

Необходимо принимать во внимание, что даже самый интересный материал, самая интересная лекция самыми внимательными людьми непрерывно воспринимается не дольше 7 - 8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания.

При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

Саморегуляция познавательной деятельности во время экзамена

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания на ЕГЭ, полезно:

  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;

  • подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;

  • рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;

  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;

  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;

  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции познавательных процессов достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена нужно найти свои собственные способы.

Панкова Л.Г. (февраль, 2018)

ТРИ КИТА успешного развития ученического коллектива

Защищенность

Если Ваня - подросток, ведущей его потребностью является общение со сверстниками, самыми значимыми дня Вани людьми. Поэтому и защищенность его в классе зависит в первую оче­редь от того, как к нему относятся одноклассники.

Чего он может бояться со стороны своих одноклассников.

  • Вероятность физической аг­рессии - «товарищеские» подзатыльники и тумаки, особенно популярные в среде младших подростков.

  • Это страх перед насмешкой и издевкой.

  • Страх одиночества и изоляции, страх казаться не таким, как все.

Резкое падение активности ребят на уроках к 8-9-му классу в немалой степени вызывается опасением: а как отнесутся одноклассники к моему рвению? А уж стоять у доски лицом к лицу с классом для иного подростка - истинная пытка уже только потому, что он не уверен в своей прическе, фигуре или, скажем, немодной с его точки зре­ния рубашке.

Задумывается ли об этом учитель, упрекающий ученика в нера­дивости и косноязычии? Даже и внимательному, чуткому учителю трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они мас­кируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью подростка.

Что же делать в такой ситуации классному руководителю?

Главным инструментом классного руководителя должно быть целенаправленное глубокое наблюдение, умение чувствовать состояние ребенка и доверительный диалог с ним. Но все это возможно только при одном условии: если школьник чувствует себя защищенным перед класс­ным руководителем.

Наличие устойчивой защищенности в классе - главный, но не единственный признак гуманистического микроклимата. В самом деле, Ваня может быть уверен, что в классе его никто не унизит и не обидит, но при этом чувствовать себя одиноким и не стремиться проявить себя среди одноклассников, если класс недостаточно сплочен.

Сплоченность

- второй параметр микроклимата - предполагает нали­чие развитого, устойчивого чувства «Мы», причем не для отдельной микро-группы, а для всего класса в целом .

Первым и необходимым условием становления групповой сплоченно­сти является наличие общих настроений и переживаний: по поводу предстоящего общего дела, болезни одноклассника, благоустройства своего класса - любой проблемы, осознанной и принятой каждым и в то же время общей.

Гораздо проще са­мому учителю взять организацию праздника в свои руки, назначить посети­телей к заболевшему или привлечь к благоустройству отзывчивых родите­лей. Но тогда развитие сплоченности уходит па второй, а то и на третий план.

Применяя такую гуманную методику, как коллективное воспитание , необходимо не потерять на каждом этапе коллективной организации дела вклад конкретного Вани, только тогда коллективное творческое дело будет личностно ориентированным.

Активность

Один и тот же человек выглядит и чувствует себя совершенно по-разному в различном окружении: в одном случае он инициативен, стремится мак­симально реализовать себя и может даже являться лидером, в другом - он же «тише воды и ниже травы», опасаясь любого своего слова и дела. В полной мере это относится к подростку и его классу. Случай с девочкой, перешедшей в другой класс и «ставшей другим человеком»?

Новая среда пробу­дила в ней потребность в позитивном самоутверждении и самовыраже­нии - и в учебе, и в других видах деятельности. И произошло это не само по себе, а вследствие того, что девочка почувствовала себя защищенной и, что не менее важно, принятой новыми одноклассниками.

В социальной психологии существует понятие «интрагрупповая актив­ность». В нашем случае это понятие отвечает на вопрос: в какой степени школьный класс активизирует, вдохновляет, стимулирует к проявлению и раз­витию своего внутреннего потенциала, к становлению собственного «Я», обо­гащающего общее «Мы»? Если микроклимат класса неблагоприятен, если с защищенностью и сплоченностью существуют проблемы, трудно рассчиты­вать, что наш Ваня будет активным в такой среде. В этом случае совершенно бессмысленны сетования классного руководителя: «Никому ничего не надо! Ни на что никого не сдвинешь!» Семя прорастает только в подготовленной почве, законы природы и социума неумолимы.

И тут же возникает новая цель: научить ребят позитивной, развивающей самореализации, создать для нее в классе соответствующие условия.

Каждый из описанных «китов» (но непременно в связке с другими) может быть целью воспитательной работы в классе на определенных эта­пах развития классного коллектива. При этом коллектив станет посте­пенно не объектом, а субъектом воспитания, средой, помогающей расту­щему человеку жить и развиваться в мире людей.

Панкова Л.Г. (январь, 2018)

ТРАДИЦИОННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ первоклассников
по профилактике негативных проявлений «кризиса семи лет»

Причина негативных реакций ребенка - несоответствие родительских отношений и требований с желаниями и возможностям ребенка. Измените, свое отношение к ребенку - он уже не маленький - внимательнее относитесь к его мнениям и суждениям.

Стратегия позитивного оценивания ребенка:

  • Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения «Я знаю, ты очень старался» «Ты умный мальчик

  • Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания или нарушения норм поведения («сегодня что-то у тебя не получилось»).

  • Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Посмотри, у тебя получилось наоборот (не совсем так)»)

  • Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.

  • Чаще хвалить.

  • Выражение уверенности в том, что у него все получится (« у тебя все получится…»)

Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите. Можно порекомендовать тихие беседы перед сном, вечерние разговоры о том, что случилось у ребенка за день. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они ни были: раз они возникли, значит, для этого есть основания:

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в неприятие его: Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день.

Будьте щедры на похвалу, для первоклассника сейчас это очень важно.

Замечание должно быть конкретным, а не касаться личности ребенка.

Он не неряха, просто сейчас у него в тетради маленький беспорядок . Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

Можно посетовать на огорчение, которое он доставляет вам плохим поведением, но делайте это наедине, не ставьте ребенка в неловкое положение, ни перед другими взрослыми, ни перед сверстниками.

Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом:

Ребенок должен знать, что у вас он всегда найдет поддержку , сочувствие, должен быть уверенным, что вы поможете ему найти выход из любой трудной ситуации.

В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. Примерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: “Я в тебя верю”, “У тебя все получится”, “Я верю ,ты справишься”, “У тебя все хорошо”.

Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятия, улыбки, взгляды, слова: “Как хорошо, что ты у меня есть” и.т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается.

В первую очередь проявите максимум терпения и доброжелательности будите ребенка спокойно:

  • проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос;

  • придя с ребенком в школу, постарайтесь обойтись без нравоучений, так как они ничего, кроме утренней усталости , не дают;

  • встречая ребенка в школе после уроков, порадуйтесь вместе с ним тому, что он сумел потрудиться самостоятельно.

  • терпеливо выслушайте его, похвалите, поддержите.

Панкова Л.Г.


Рекомендации педагога-психолога родителям будущих первоклассников

 

Дата последнего обновления страницы 02.04.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»